Курс 2.7. Психолого-педагогические основы психогенетики
Курс 2.7. Психолого-педагогические основы психогенетики
Уважаемые слушатели курсов, мы рады предложить вам курс №2.7. "Психолого-педагогические основы психогенетики" (←вход на курс, доступно только слушателям данного курса).
Категория слушателей: для психологов-консультантов, психотерапевтов, дошкольных и школьных психологов, а также социальных педагогов, дефектологов, логопедов, врачей-педиатров
Актуальная задача курса — познакомить обучающихся с основами одной из фундаментальных естественно-научных дисциплин психологии - генетикой поведения. Знакомство с методологией и фактологией современной психогенетики (генетики поведения человека) способствует формированию у обучающихся адекватного мирововоззрения в отношении наследственных и средовых причин межиндивидуальных различий. Особенно важно знакомство с психогенетикой для специализирующихся в области психологии.
Психогенетика – это область знаний, пограничная между психологией и генетикой, изучающая роль и взаимодействие генетических и средовых факторов в формировании психической индивидуальности человека. В сферу психогенетики включается также индивидуальное развитие, которое определяется механизмами перехода с одного этапа развития на другой и формированием индивидуальных траекторий развития. Курс нацелен на осознание студентами исходных пунктов изучения индивидуальности, выведения схемы детерминации развития личности, раскрывающей взаимоотношения между природой, обществом, и человеком.
Цель дисциплины - раскрыть относительную роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека.
Учебный план:
№ п/п |
Темы дисциплины |
Количество часов |
|
Дисциплины специализации |
|||
1 |
Психогенетика |
30/72 |
экзамен |
2 |
Патопсихология |
30 |
экзамен |
3 |
Психологическое консультирование |
30 |
зачет |
4 |
Кризисная психология |
30 |
зачет |
5 |
Анализ нарушения личности в патопсихологической практике |
24 |
зачет |
Всего |
144/72 |
Основная задача курса - сформировать у обучающихся правильное, научное понимание неразделимого участия наследственных и средовых факторов в формировании человеческой индивидуальности. Бытовое понимание наследственности как некоего консервативного, рокового элемента в развитии индивида, характерное для большинства людей, несведущих в этой области, зачастую наносит значительный вред, когда такое толкование кладется в основу стратегии воспитания и образования или отношения к людям с отклонениями в поведении. Противоположная крайность - полное отрицание роли наследственности в возникновении индивидуальных психологических различий - также не способствует формированию правильной позиции в отношении индивидуальности человека.
Помимо общих профессиональных задач, в процесс изучения курса «Основы психогенетики» студент должен:
знать: предмет и задачи дисциплины; исторические аспекты становления психогенетики как самостоятельной науки; теоретические основы общей генетики, фундаментальные свойства жизни - наследственности и изменчивости на молекулярно-генетическом уровне; сущностные особенности генетики человека: основы менделевской генетики, взаимодействия генов, сцепленного наследования, генетики пола и изменчивости; основные методы современной психогенетики; общие и специальные сведения о вкладе наследственности в формирование индивидуальных особенностей психической деятельности (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речи, эмоциональная сфера и мотивация, сложные формы индивидуально-приспособительного и социального поведения).
уметь: с опорой на основные теоретические положения и концепции психогенетики интегрировать научные знания в интересах решения психологических задач; анализировать психологические проблемы, имеющие психогенетическую природу; разрабатывать психологически обоснованные рекомендации руководителям по психогенетической проблематике;
владеть: теоретико-методологической базой психогенетики; навыками работы с научной периодикой для поиска информации по интересующей теме; владеть основными генетическим и генетико-математическими методами; навыками применения психогенетических знаний в практической работе.
Итоговый контроль по модулю
Контроль знаний: представляет собой зачет или экзамен в сессионный период по дисциплине в целом (с использованием сети Интернет). Рефлексия занятий. В каждой дисциплине представлены тесты для самопроверки, литература, темы рефератов и контрольных работ, видеоархив лекций, архив вебинаров по теме курса, большой архив учебников, книг, монографий и учебных пособий.
Оформите заявку на курсы и пришлите на почту do-kyrs@yandex.ru Защита персональных данных
Полезные ссылки: