Модуль 1.4. Психолого-педагогическая компетентность учителя

Направление профессиональной деятельности

Курс рассчитан на широкий круг учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, специалистов, владеющих технологиями учебной и воспитательной деятельности, педагогов-психологов, социальных работников, руководителей ДОУ, психологов, методистов и других специалистов, работающих с детьми школьного и дошкольного возрастов.

Цель: практическое освоение современных направлений и технологий в области психолого-педагогической компетентности учителя.

Формы работы: теоретические блоки в сочетании с диагностическим практикумом и разбором конкретных случаев.

Краткая характеристика

Цель модуля – вооружает знаниями о профессиональной компетентности учителя в процессе модернизации российского образования, раскрывает методическую и экспериментальную деятельности педагога, предлагает новые инновационные психолого-педагогические технологии в школе.

Дает возможность получить дополнительную квалификацию или специализацию учителю, педагогу в области проектной деятельности педагога, новых информационных технологий в учебной деятельности, с родителями и учениками социально-педагогической и психологической работы с семьями и т. д.

Компетенции

Овладение профессиональными компетенциями, обеспечивающими технологию психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса:

·      Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

·      Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например владение эффективными способами организации свободного времени.

·      Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

·      Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а затем организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

·      Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, а также навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

·      Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

·      Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Содержание модуля

Модуль включает 10 курсов:

1. Психологические аспекты профессиональной компетентности учителя в процессе модернизации российского образования.

2. Конфликты и конфликтные ситуации в профессионально-педагогической деятельности учителя.

3. Профессиональный стресс в работе учителя.

4. Методическая и экспериментальная деятельность педагога.

5. Диагностико-коррекционная функция педагога как средство оптимизации процесса индивидуального обучения.

6. Инновационные психолого-педагогические технологии в школе.

7. Синдром эмоционального выгорания педагога.

Учебно-методическое обеспечение: каждому слушателю выдается хрестоматийный и учебно-методический материал в электронном виде.