Модуль 1.3. Психологическое сопровождение воспитательного процесса

Направление профессиональной деятельности

Курс рассчитан на широкий круг учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, специалистов, владеющих технологиями учебной и воспитательной деятельности, педагогов-психологов, социальных работников, руководителей ДОУ, психологов, методистов и других специалистов, работающих с детьми школьного и дошкольного возрастов.

Цель: практическое освоение современных направлений и технологий воспитательного процесса.

Формы работы: теоретические блоки в сочетании с диагностическим практикумом и разбором конкретных случаев.

Краткая характеристика

Цель модуля – обучение технологиям психологического сопровождения воспитательного процесса. Вооружает знаниями о психолого-педагогических проблемах во взаимодействии учитель-ученик, вооружает методами воспитательной работы, предлагает новые инновационные психологические технологии работы с детьми и подростками.

Дает возможность получить дополнительную квалификацию или специализацию учителю, педагогу в области социально-педагогической и психологической работы с семьями и т. д.

Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя

·      Уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления).

·      Уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т. п.).

·      Разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т. п.

·      Постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием.

·      Уровень развития классного коллектива (его сплоченность, поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов).

·     Степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества).

·      Контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе.

·      Глубина и серьезность работы с трудными учащимися, оказание им педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них.

·      Комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и школе.

Компетенции

Овладение профессиональными компетенциями, обеспечивающими технологию психологического сопровождения воспитательного процесса:

·      осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах воли и характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

·      осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

·      осведомленность учителя в оптимальном выборе методов обучения, о способностях профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и ее деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, что бы повысить качество своего труда.

Задачи воспитательной деятельности:

1. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

3. Развивать познавательную активность учащихся.

4. Содействовать формированию гражданской позиции учеников, самосознания, активной жизненной позиции через самоуправление.

5. Усилить профориентационную работу в 8–11 классах.

6. Совершенствовать систему работы, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни.

7. Привлекать родителей к школьным и классным делам, участию в праздниках и повседневной жизни.

Основные направления деятельности:

·      создание и объединение детей в творческие коллективы;

·      изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;

·      классные и общешкольные мероприятия;

·      изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов.

Основные направления развития воспитания:

1. Перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в традиционные предметы человеческого материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

2. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ.

3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

4. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, способного самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.

5. Эстетизация школьной жизни. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности.

6. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.

7. Воспитание детей в духе свободы, демократии, личного достоинства. С этой целью способствовать развитию школьного самоуправления, сообществ по интересам.

8. Формирование и укрепление школьных традиций.

9. Укрепление сотрудничества детей и взрослых.

10. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.

11. Создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста.

Содержание модуля

Модуль включает 9 курсов:

1. Психологические аспекты воспитания в общеобразовательной школе.

2. Практика социально-педагогической и психологической работы с семьями.

3. Инновационные психологические технологии работы с детьми и подростками.

4. Игровая терапия и ее использование в воспитательном и образовательном процессах.

5. Психологическое сопровождение развития социальной перцепции у детей и подростков.

6. Психолого-педагогические подходы творчества учителя и ученика.

7. Психологическое сопровождение работы классного руководителя.

8. Психологическое сопровождение здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.

9. Социально-психологическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения.

Учебно-методическое обеспечение: каждому слушателю выдается хрестоматийный и учебно-методический материал в электронном виде.

Технологии освоения модуля: проектирование в разрешении проблем детей групп риска, технологии развивающего диалога, интерактивного обучения, группового консультирования, носителями и авторами которых являются участники модуля.