Курс рассчитан на широкий круг учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, специалистов, владеющих технологиями учебной и воспитательной деятельности, педагогов-психологов, социальных работников, руководителей ДОУ, психологов, методистов и других специалистов, работающих с детьми школьного и дошкольного возрастов.
Цель: практическое освоение современных направлений и технологий воспитательного процесса.
Формы работы: теоретические блоки в сочетании с диагностическим практикумом и разбором конкретных случаев.
Цель модуля – обучение технологиям психологического сопровождения воспитательного процесса. Вооружает знаниями о психолого-педагогических проблемах во взаимодействии учитель-ученик, вооружает методами воспитательной работы, предлагает новые инновационные психологические технологии работы с детьми и подростками.
Дает возможность получить дополнительную квалификацию или специализацию учителю, педагогу в области социально-педагогической и психологической работы с семьями и т. д.
· Уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления).
· Уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т. п.).
· Разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т. п.
· Постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием.
· Уровень развития классного коллектива (его сплоченность, поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов).
· Степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества).
· Контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе.
· Глубина и серьезность работы с трудными учащимися, оказание им педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них.
· Комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и школе.
Овладение профессиональными компетенциями, обеспечивающими технологию психологического сопровождения воспитательного процесса:
· осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах воли и характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
· осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
· осведомленность учителя в оптимальном выборе методов обучения, о способностях профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и ее деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, что бы повысить качество своего труда.
Задачи воспитательной деятельности:
1. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
3. Развивать познавательную активность учащихся.
4. Содействовать формированию гражданской позиции учеников, самосознания, активной жизненной позиции через самоуправление.
5. Усилить профориентационную работу в 8–11 классах.
6. Совершенствовать систему работы, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
7. Привлекать родителей к школьным и классным делам, участию в праздниках и повседневной жизни.
Основные направления деятельности:
· создание и объединение детей в творческие коллективы;
· изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;
· классные и общешкольные мероприятия;
· изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов.
Основные направления развития воспитания:
1. Перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в традиционные предметы человеческого материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
2. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ.
3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
4. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, способного самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
5. Эстетизация школьной жизни. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности.
6. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.
7. Воспитание детей в духе свободы, демократии, личного достоинства. С этой целью способствовать развитию школьного самоуправления, сообществ по интересам.
8. Формирование и укрепление школьных традиций.
9. Укрепление сотрудничества детей и взрослых.
10. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.
11. Создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста.
Модуль включает 9 курсов:
1. Психологические аспекты воспитания в общеобразовательной школе.
2. Практика социально-педагогической и психологической работы с семьями.
3. Инновационные психологические технологии работы с детьми и подростками.
4. Игровая терапия и ее использование в воспитательном и образовательном процессах.
5. Психологическое сопровождение развития социальной перцепции у детей и подростков.
6. Психолого-педагогические подходы творчества учителя и ученика.
7. Психологическое сопровождение работы классного руководителя.
8. Психологическое сопровождение здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.
9. Социально-психологическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения.
Учебно-методическое обеспечение: каждому слушателю выдается хрестоматийный и учебно-методический материал в электронном виде.
Технологии освоения модуля: проектирование в разрешении проблем детей групп риска, технологии развивающего диалога, интерактивного обучения, группового консультирования, носителями и авторами которых являются участники модуля.