Модуль 1.2. Психологическое сопровождение учебной деятельности учителя

Направление профессиональной деятельности

Учитель, педагог дополнительного образования, специалисты широкого профиля, которые могут работать в образовании, специалисты, владеющий технологиями учебной деятельности, педагоги-психологи.

Краткая характеристика

Цель модуля – обучение технологиям психологического сопровождения учебной деятельности. Вооружает знаниями о психолого-педагогических проблемах во взаимодействии учитель – ученик, вооружает инструментом активизации познавательной деятельности учащихся, раскрывает аспекты современного проектирования и новых технологий в учебно-воспитательном процессе, предлагаются новые подходы к проведению нестандартных уроков и т. д.

Дает возможность получить дополнительную квалификацию или специализацию учителю, педагогу в области психологической помощи детям, имеющим затруднения в учебе, откоррегировать проблемное поведение учащихся на уроке.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования указаны следующие требования к будущим учителям по дисциплинам психолого-педагогической подготовки:

·      владение системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

·      владение системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик;

·      владение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах, развития;

·      владение системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту, направлениях саморазвития и самовоспитания личности;

·      знание особенностей детей с отклонениями в развитии;

·      владение системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой, умениями педагогического общения;

·      соблюдение прав и свобод учащихся, умение оказывать социальную помощь и поддержку учащимся;

·      владение системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, современных психолого-педагогических технологиях; владение технологиями развивающего обучения;

·      умение организовывать внеучебную деятельность учащихся;

·      владение основными психолого-педагогическими приемами применения компьютерной техники в образовательном процессе;

·      умение организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;

·      владение умениями психолого-педагогической диагностики;

·      владение умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса;

·      владение основами разработки учебно-программной документации и умение использовать их для формирования содержания обучения;

·      знание системы образовательных учреждений и основы управления ими;

·      знание основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования;

·      владение знаниями о системе обучения предмету по специальности, истории ее становления;

·      умение применять на практике современные методы, приемы, формы и средства обучения по предмету, анализировать и обобщать передовой педагогический опыт.

Компетенции

Овладение профессиональными компетенциями, обеспечивающими технологию психологического сопровождения учебной деятельности учителя:

·      осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах воли и характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

·      осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

·      осведомленность учителя в оптимальном выборе методов обучения, о способностях профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и ее деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, что бы повысить качество своего труда.

Содержание модуля: модуль включает 8 курсов:

1. Гендерный подход в образовательном процессе.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

3. Исследовательская деятельность педагога: теория и практика.

4. Психологические аспекты современных технологий в учебно-воспитательном процессе.

5. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения.

6. Современные методы психолого-педагогической диагностики детей со школьной дезадаптацией и работа с трудными детьми.

7. Затруднения в учебе у младших школьников. Пути и способы и предупреждения и коррекции.

8. Психолого-педагогические подходы в подготовке учителей к пpоведению нестандаpтных уpоков.

Учебно-методическое обеспечение: каждому слушателю выдается хрестоматийный и учебно-методический материал в электронном виде.

Технологии освоения модуля:

·      Проектирование в разрешении проблем детей групп риска.

·      Технологии развивающего диалога, интерактивного обучения, группового консультирования, носителями и авторами которых являются участники модуля.